Заказать звонок 8 800 201 72 67 Круглосуточно

Время для звонков в офис 9:00 - 18:00 с пн по пт

Екатеринбург: +7 (343) 344-77-77

Пермь (Березники): +7 (3424) 26-27-18

Почему вагоны сходят с рельсов?

18 мая 2021

Почему вагоны сходят с рельсов?

В чем причина схода вагонов с рельсов

1 апреля 2021 года были опубликованы данные о количестве происшествий на РЖД, предоставленные Управлением государственного железнодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Среди основных факторов, спровоцировавших происшествия, отмечены плохо состояние вагонов, а также ненадлежащее состояние путей.

Отдельно было сказано о том, что наблюдается значительный рост в группе риска R1, основанием для чего служит рост количества сходов подвижных составов, и как следствие крушение поездов за первый квартал на 30,8% при сравнению с предыдущим отчетным годом.

Тревогу вызывает и группа рисков R7 (включает в себя излом рельсов, при движении по ним подвижного состава). Здесь количество происшествий выросло в 1,7 раз по сравнению с 2020 годом, а в 2019 году инцидентов, вызванных данной причиной не было зафиксировано.

Отмечено, что возросло и количество сходов вагонов и соответственно этому крушений в 3,8 раза в результате участившихся изломов деталей, входящих в состав тележки грузового вагона. При сравнительном анализе с данными 2019 года рост еще более заметен и составляет 4,6 раза.

За 1 квартал текущего года количество поврежденных подвижных составов составило 127 шт., при этом 102 из них не подлежат восстановлению.

Аварии на переезде

По группе рисков R1 и R7 ОАО «РЖД» пока не дали пояснений, сделав акцент на группы R4, R8 в которую входят аварии вызванные тем, что водители нарушают ПДД на железнодорожных переездах. Отмечено, что для исключения ситуации, когда собственники не соблюдают правила использования подвижных составов, необходимо ужесточить контроль в этой области. При этом компания, почему то не отметила тот факт, что за последние три года, количество аварий по этой причине снизилось на 32,5%, что является прямым доказательством заметного улучшения ситуации.

А также подтверждает, что отремонтированные составы находятся в неплохом состоянии. Другой вопрос, всегда ли собственники своевременно проводят ремонтные работы? Тут опять же немаловажную роль играет и работа ОАО «РЖД»., поскольку выбраковка производится осмотрщиками на станциях, количество которых, по решению РЖД было значительно сокращено. Эксперты сходятся во мнении, что компании, как монополисту в этой области следует уделить большее внимание тому, насколько качественно проходит осмотр вагонов на станциях.

Рельсы и литые вагоны

Говоря про риски группы R2, важно отметить, что здесь не все так просто. Понятно, что в сравнении с прошлым годом наблюдается практически 9-кратный рост, но при этом важно помнить, что в связи с пандемией, уже с весны 2020 года существовали определенные ограничения по автоперевозкам. Это и оказало положительное влияние на улучшение показателей по R8 за 1-ый квартал 2020 года. Несмотря на данный факт, заслуга в улучшении некоторыми железными дорогами была просто присвоена.

Но в тот момент, как движение было восстановлено, количество ДТП на переездах, значительно превысило уровень, который было до пандемии. Поэтому никто не отрицает, что присутствует достаточно большая доля вины водителей, но нельзя сбрасывать со счетов и состояние железнодорожных переездов, ведь что-то же является причиной такого резкого (практически втрое) увеличения аварий.

Также Росжелдорнадзор отмечает, что, несмотря на увеличение количество ДТП на железнодорожных переездах, не было нанесенного вреда жизни или здоровью участникам. Что позволяет снизить степень опасности риска по группе R8.

Излом рельсов

Отдельное внимание было обращено на то, что в 1-ом квартале 2021 года значительно увеличилось количество аварий вызванных именно в результате излома рельсов. Так 06.02.2021 произошел сход 17 вагонов перевозивших уголь на участке Забайкальской ж/д. В качестве причины указывается то, что АО «ЕВРАЗ ЗСМК» занимающаяся изготовлением, не выполняет требования указанные в пп. А п.23 ст.4 технического регламента действующего в Таможенном союзе «О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта», а также требований указанных в. 2.1. и табл.1 «Условия гарантии на железнодорожных рельсах и порядок рекламационно-претензионной работы по гарантийным случаям», которые утверждены ОАО «РЖД» 23.05.2014 года № 952р (по части не обеспечения безотказной работы рельса пока действуют гарантийные обязательства).

Также 16.02.2021 с рельсов сошли 26 грузовых вагонов с углем на участке Красноярской железной дороги, по тем же причинам, что указаны выше. В результате проведенного расследований АО «ЕВРАЗ ЗСМК» и внеплановой выездной проверки, 35 должностных лиц были привлечены к административной ответственности (1 человек по статье 11.16 КоАП, 34 человека по статье 11.1 ч.6 КоАП РФ).

Содержание путей

Как видно из приведенных данных, аварии вызваны на только ненадлежащим качеством рельсов, но и неправильным содержанием путей, в подтверждением чему можно привести следующие факты:

  • 08.03.2021 на ЗабЖД с рельс опять сошли грузовые вагоны с углем в количестве 19 штук. Причиной данной ситуации считаются нарушения в работе сотрудников Забайкальского филиала ОАО «РЖД». А именно нарушения технической эксплуатации, приведшее к несоответствию путем должному уровню прочности и устойчивости, необходимых для безопасного и плавного движения поездов, с соблюдением скоростного режима на данном участке дороги. В результате внеочередной выездной проверки 5 должных лиц привлечены по ст.11.1 ч.6 КоАП РФ к административной ответственности.
  • 16.03.2021 года на участке Южно-Уральской ж/д с рельсов сошли вагоны в количестве 19 шт. Внеплановая проверка показала, что причиной этому было нарушение изготовителем композитных накладок АпАТэК. Что привело к их неплотному прилеганию к изолирующим стыкам (это является нарушением правил указанных в распоряжении ОАО «РЖД» от 10.01.2020 года № 11/р). К административной ответственности по ст.11.1 ч.6 КоАП РФ был привлечен 1 сотрудник Южно-Уральской дирекции. Сейчас проводится документарная проверка. Причем важно отметить, что в СМИ уже освещалась проблема некачественного обслуживания инфраструктуры на этом участке железной дороги.

Говоря, про ЮУЖД важно отметить, что сами сотрудники во время анонимного опроса признали факт того, что для улучшения общей статистики часть аварий скрывается. Юрий Гавриловский, занимающий должность начальника отдела по надзору за исполнением законов на транспорте в Уральской транспортной прокуратуре заявил, что свыше 100 аварий были вызваны отцепкой вагонов в результате нагревания букс.

Говоря про состояние железных дорог в стране важно отметить, что дирекция Дальневосточной ж/д создала рабочую группы, которая должна изучить степень воздействия на пути вагонов имеющих повышенный показатель по грузоподъемности, в частности подвижной состав, имеющий тележку 25 тс. Поводом для расследования является частый сход вагонов, перевозящих уголь по восточному направлению.

вернуться к новостям

Поделиться: