E-mail: eva@delta-trans.ru
С 1 августа 2024 г. стартует экспериментальный этап работы Национальной цифровой транспортно-логистической платформы (НЦТЛП), также известной как «ГосЛог». Этот этап продлится до 1 июня 2025 г. Эта платформа нужна для стимулирования развития электронного документооборота (ЭДО) на всех стадиях транспортировки грузов.
В идеале платформа обеспечит большую ясность и прозрачность на всех этапах перевозок. Она также должна увеличить пропускную способность транспортно-логистической и портовой инфраструктуры. Кроме этого, она поможет установить сотрудничество с дружественными странами, которые уже применяют похожие цифровые платформы.
Ожидается, что платформа будет полностью запущена в 2027 году.
НЦТЛП — важный шаг на пути к цифровизации транспортных процессов. Он призван объединить все виды транспорта в единую систему. До этого ЭДО вводили отдельно по видам транспорта.
Постановление о проведении экспериментального этапа было подписано М. Мишустиным, премьер-министром РФ, в начале июля. В его рамках планируется создать, протестировать и внедрить новую платформу.
В документе, который сопровождает постановление, говорится, что этот этап будет проводиться на добровольной основе. В нем примут участие представители власти, железнодорожные компании, отправители и получатели грузов, экспедиторы, перевозчики, владельцы железнодорожной инфраструктуры и операторы ИС ЭПД.
В числе задач этого этапа:
Как отметил замминистра транспорта РФ Д. Баканов, цель эксперимента — проверить работу нескольких смешанных маршрутов и выявить проблемные места, связанные с отсутствием ЭДО между бизнесом и органами власти. Также важно понять, почему возникают разрывы в цепочках поставок, и разработать механизмы для их устранения. По итогам испытаний будут предложены поправки в нормативную-правовую базу и разработаны стандарты обмена данными между участниками перевозки.
По результатам опросов, проведённых компанией «Транспортная интеграция», грузоотправители, экспортёры, импортёры и Транспортные и логистические компании ТЛК нуждаются в оперативной информации о состоянии инфраструктуры. Они хотят знать, насколько она загружена, где находятся грузы и по каким маршрутам они движутся. Кроме этого, они заинтересованы в использовании унифицированных электронных документов, рейтингах перевозчиков и логистических компаний, а также в защите электронного взаимодействия.
Участники рынка и эксперты высказывают разные точки зрения. Евгений Козырев, директор по логистике ТК «Delko», полагает, что внедрение НЦТЛП создаст дополнительные административные сложности, особенно для мелких транспортных компаний (ТК). По его мнению, крупным ТК это не доставит проблем. Он также считает, что платформа не внесёт значительных изменений в контроль за грузоперевозками, поскольку государственный контроль в этой сфере уже достаточно высокий.
Анна Грахова, руководитель направления по работе со средним бизнесом компании «Альфа-Лизинг», выражает оптимистичный взгляд на изменения, которые принесет НЦТЛП. Она отмечает, что НЦТЛП упростит оборот документов и контроль за грузоперевозками, а также обеспечит поступление налогов в бюджет. Кроме этого, она может решить и проблему нехватки водителей.
Грахова подчёркивает, что платформа создаст равные условия для всех участников логистической отрасли. Небольшие ТК получат доступ к заказам отправителей, которые сейчас доступны только крупным логистическим компаниям.
Платформа также создаст актуальные и проверенные базы объектов транспортной и логистической инфраструктуры, что будет способствовать развитию компаний и поддерживать их прибыльность.
Игорь Чернышев, директор по развитию бизнеса «SOTA Logistic», считает, что с появлением НЦТЛП компании, которые занимаются доставкой грузов, смогут идентифицировать транспортные средства (ТС) и отслеживать их местоположение. Однако установление единых правил для расчёта стоимости перевозок может оказаться непростой задачей. По его мнению, все участники рынка грузоперевозок заинтересованы в развитии НЦТЛП, поскольку это позволит создать цифровые платформы для заказа перевозок грузов, услуг логистики и услуг электронной коммерции.
Эксперт подчеркивает необходимость поэтапного внедрения платформы, поскольку есть ряд нерешенных и значительных вопросов. Также неясно, насколько получится сократить расходы. Однако, по его мнению, благодаря оптимизации количества сотрудников, затраты могут быть уменьшены на 10–15%.
По словам Граховой, желание перевозчиков и отправителей грузов зарегистрироваться на платформе будет зависеть от их готовности сделать свою деятельность более прозрачной. Примерно 30% участников рынка автомобильных грузоперевозок уже располагают необходимыми ресурсами для перехода на новый формат работы, поскольку они уже используют ЭДО. Эксперт считает, что перехода на ЭДО в сфере автомобильных грузоперевозок не избежать и даже тем компаниям, которые ведут дела «в серую», придётся адаптироваться к новым условиям.
В компании «Евросиб», подписавшей соглашение об участии в проекте создания платформы в конце 2023 года, подчеркнули, что участие в проекте — хорошая возможность расширить существующие цифровые компетенции новыми инструментами для эффективного и качественного взаимодействия с клиентами на рынке перевозок.
Эксперты также обсуждают, какие шаги должны предпринять участники рынка, чтобы эффективно взаимодействовать с НЦТЛП. Игорь Чернышёв отмечает, что необходимо повсеместно использовать электронное пломбирование грузов, которые передают информацию о местонахождении ТС. Это позволит контролировать доступ в грузовой отсек и облегчит ЭДО между контролирующими органами как на внутреннем, так и на международном уровне.
Козырев считает, что необходимо тщательно подготовиться к запуску, а не устранять проблемы по мере их появления.
ТС должно быть обязательно зарегистрировано и связано с конкретной транспортной компанией. При аренде техники перевозчики обязаны вносить автомобили в базу данных, привязывая их к своему юр. лицу. Эффективность этого процесса зависит от скорости оформления, поскольку задержки могут привести к финансовым потерям и простоям техники, как отмечает представитель «Delko».
Один из ключевых моментов при внедрении НЦТЛП — это создание необходимой нормативной базы. За работу над этим аспектом должна отвечать рабочая группа, в которую входят технические комитеты по стандартизации в сфере транспорта и логистики. Эта группа была создана при Росстандарте.
Как заявил председатель рабочей группы К. Тюленев, главная цель этой структуры — разработка общих подходов и объединённых решений для развития цифровых платформ на национальном и международном уровнях.
Он также подчеркнул, что для успешного внедрения функций НЦТЛП, таких как аналитическая поддержка выбора приоритетных схем смешанных перевозок полного цикла, необходимо стандартизировать процессы перевозки в едином информационном пространстве.
Борис Порецкий, партнёр компании «Arthur Consulting», считает, что законодательная основа платформы — одна из самых сложных частей НЦТЛП. Необходимо учесть разные интересы отправителей грузов и логистических операторов в различных модальностях, которые могут конфликтовать и по-разному влиять на формирование новых законов. Необходимо найти баланс между интересами, чтобы это приносило пользу как конечному потребителю перевозимых товаров, так и государству. Кроме этого, следует учесть технологические возможности и отразить их в законодательстве. Также нужно учесть законодательства соседних государств для развития трансграничной торговли.
Игорь Чернышев соглашается с этим мнением и добавляет, что поскольку в разных странах, через которые проходит маршрут перевозки, есть различия в законодательстве, необходимо унифицировать требования к использованию электронных документов на международном уровне. В России уже предусмотрено применение электронных навигационных пломб и ЭДО.